Второй семестр бизнес-информатики

Бизнес-информатика

Общая трудоёмкость: 144 ч. (4 зач. ед.) • Форма итоговой аттестации: экзамен

ОПК-4 Лекции 17 ч Практики 34 ч Лабы 34 ч СРС 59 ч

Аннотация

Дисциплина формирует у студентов умения использовать современные информационные технологии и средства вычислительной техники как инструменты решения практических задач в экономике и управлении. Курс сочетает теорию информационных систем и практику работы с офисным ПО, электронными таблицами, СУБД, сетевыми сервисами и инструментами анализа данных для поддержки управленческих решений в цифровой экономике.

Цели и задачи

  • Цель: подготовка студентов к применению ИТ для решения прикладных экономических задач.
  • Задачи:
    • изучить сущность и назначение прикладных ИТ управления бизнесом;
    • освоить методы и средства получения, хранения, обработки и анализа данных;
    • овладеть программным обеспечением бизнес-офиса организации;
    • понять основы организации бизнеса в условиях цифровой экономики.

Место дисциплины в ОПОП

Вариативная часть ОПОП ВО. Базируется на школьной «Информатике» и служит основой для дисциплин: «Статистика», «Информационные системы и технологии в управленческой деятельности», «Моделирование бизнес-процессов» и др.

Планируемые результаты обучения (ОПК-4)

Знать

  • классификацию и область применения ИТ и программных средств (в т.ч. отечественных) в экономике;
  • принципы построения ИС и обеспечения экономической безопасности.

Уметь

  • анализировать информационные источники (сайты, форумы, ЭБС, СМИ);
  • использовать инструменты офисной аналитики, СУБД и сетевые сервисы.

Владеть

  • методами получения, хранения и переработки информации;
  • навыками подготовки аналитических материалов для управленческих решений.

Структура и содержание

Перечень разделов
  1. Экономическая информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере.
  2. Информационные системы и технологии формирования, обработки и представления данных.
  3. ИТ решения экономических задач средствами электронных таблиц.
  4. Консолидированные и сводные таблицы.
  5. Диаграммы как инструмент анализа экономической информации.
  6. Вычислительные сети и Интернет.
  7. СППР и методы прогнозирования (Поиск решения, сценарии, таблицы данных).
  8. Методы и средства защиты информации в ИС.
  9. Технологии поиска информации и запросы в БД.

Объём и виды учебной работы

Вид работы Часы
Лекции 17
Практические занятия 34
Лабораторные работы 34
Самостоятельная работа 59
Итого 144

Форма аттестации: экзамен (устный с тестовыми заданиями).

Формы контроля

  • Текущая аттестация: устные/письменные опросы, тесты, контрольные работы, творческие задания, эссе.
  • Промежуточная аттестация: экзамен (возможен зачёт по рейтингам при высоких результатах текущей аттестации).

Образовательные технологии

  • ЭОР: электронный конспект и материалы в СДО кафедры.
  • Мультимедийные презентации к лекциям.
  • Командная работа в практикумах и лабораториях.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература
  • Мурат Е.П. Информатика III. Ростов н/Д: ЮФУ, 2018.
  • Стариченко Б.Е. Теоретические основы информатики. М.: Горячая линия – Телеком, 2016.
  • Тушко Т.А., Пестунова Т.М. Информатика. Красноярск: СФУ, 2017.
Дополнительная литература (выборочно)
  • Коноплева И.А., Коноплёва В.С. Информационные системы в экономике. М.: Проспект, 2018.
  • Рунова Л.П. Методы бизнес-прогнозирования. Ростов н/Д: ЮФУ, 2018.
  • Латыпова Р.Р. Базы данных. Курс лекций. М.: Проспект, 2016.
Интернет-ресурсы
  • Портал ФГОС ВО — fgosvo.ru
  • Федеральный портал «Российское образование» — edu.ru
  • ЭБС «Консультант студента» — studentlibrary.ru

Программное и техническое обеспечение

ПО

  • LibreOffice
  • Firefox
  • GIMP
  • Adobe Acrobat Reader
  • VLC

Платформа

  • Ubuntu (рабочая ОС в компьютерном классе)
  • Проектор, экран, ПК/ноутбуки

Оценивание (кратко)

  • 5 — глубокие и полные ответы, верные решения практических задач.
  • 4 — корректные ответы с незначительными неточностями.
  • 3 — знание базового материала, ошибки и непоследовательность.
  • 2 — незнание значительной части материала.

Коммуникации и академическая честность

  • Общение — через форумы Moodle и личные сообщения.
  • Самостоятельность выполнения работ обязательна; заимствования — с корректными ссылками.

Версия для Moodle. Разделы «Темы» курса можно оформить как отдельные разделы темы на главной странице курса.