Раздел 1. Введение в общую психологию. Психология деятельности
Место психологии в системе наук о человеке и обществе. Понятие о психике, ее изменении и специфике. Классификация отраслей психологии.
Становление предмета современной научной психологии. Объект и предмет психологии. История развития взглядов на объект и предмет. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
Основные направления зарубежной психологии. Ведущие представители.
Особенности развития отечественной психологии и ее становления на современном этапе.
Проблема целостности в психологии. Основные принципы отечественной психологии.
Сознательное, неосознаваемое, бессознательное в психике человека. Самосознание.
Структура современной психологии. Основные отрасли психологии, их классификация. Основные задачи психологии на современном этапе развития общества.
Проблема метода в психологии и ее современное решение.
Психология речи. Онтогенез речи.
Современные представления о психических функциях. Нейропсихология как наука Мозг и активация.
Теория динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.
Нейропсихология речи (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Е.Д. Хомская и др.).
Речь «правшей» и «левшей». Стратегия полушарий или межполушарная асимметрия. Понятие о ведущем (доминирующем) полушарии. Особенности психики «левополушарных» людей. Асимметрия мозга и психические процессы.
Особенности психики при локальных поражениях головного мозга. Импрессивная и экспрессивная речь. Патологические нарушения речи – афазии и др..
Концепция строения речевой деятельности Р.Лурия. Основные методы исследования мозговой организации психики: раздражения, экстирпации, разрушения. Методы диагностики афазий
Речевая реабилитация
Психология понимания.
Феномен двуязычия (многоязычия)
Психология деятельности. Поведение человека и деятельность. Активность. Жизнедеятельность. Деятельность.
Субъект и объект деятельности. Внутренние и внешние компоненты деятельности, их взаимосвязь и взаимопереходы.
Структура психической деятельности. Деятельность и личность.
Действие как структурная единица деятельности.
Роль афферентных систем и обратной сигнализации в регуляции сложных двигательных актов (Н.А. Бернштейн).
Основные виды деятельности. Теория деятельности и предмет психологии. Деятельность и психические процессы.
Физиология движений и активности. Деятельность, социализация, сознание человека.
- Учитель: Наталья Бережная
- Учитель: Ксения Горбач